суббота, 1 ноября 2014 г.

Русский язык

1. Фонетический разбор слова (особое внимание уделить: Васильеву, Грудинкину М., Ляминой М., Матийцивой О., МИроновой В., Орлову Г., Попову С., Ревуцкой Н., Сазоновой С., Скрипченко А., Ткаченко В.)

Пример: коллекция {важно помнить, что мы характеризуем ЗВУКИ!}
кол|ле'к|ци|я [к а л' э к ц ы й' а] - 9б., 9 зв. {важно помнить, что звуки [ч'], [щ'], [й'] - ВСЕГДА мягкие!!!}
{важно помнить, что характеризуем ЗВУКИ!}
к [к]-согл., тв., глух.
о [а] - гл., безуд.
л [л'] - согл., мягк., сонорн. {важно помнить, что сонорных звуков 5: л, р, м, н, й}
л [  ]
е [э] -гл., уд. {важно помнить, что звуков е, ё, ю, я - НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Их заменяют звуки соответственно: (й')э,(й')о, (й')у, (й')а}
к [к] - согл., тв., глух.
ц [ц] - согл., тв., глух. {важно помнить, что звуки [ш], [ц] - всегда ТВЁРДЫЕ и ГЛУХИЕ, в то время как звук [ж] - всегда ТВЁРДЫЙ и ЗВОНКИЙ}
и [ы] - гл., безуд.
я [й'] - согл., мягк., сонорн.
   [а] - гл., безуд.



ПАМЯТКА!
[Л] [Р] [М] [Н] [Й] - сонорные звуки
[Ж] - всегда твёрдая и звонкая
[Ш] [Ц] - всегда твёрдые и глухие
[Ч] [Щ] - всегда мягкие и глухие
Гласные е, ё, ю, я:
1. Не имеют собственного звука, их заменяют гласные  [э] [о] [у] [а].
2. Смягчают согласный звук, находящийся ПЕРЕД ними (туда же входит гласная и)
1. "Распадаются" на 2 звука когда: а) стоят в начале слова, б) стоят после гласной, в) стоят после ь или ъ.

ЗАДАНИЕ 1
РАЗОБРАТЬ СЛОВА:
переезд, звонкие, вьюнок, объявление, полью, яблочный, корреспондент.

2. Разбор слов по составу (стоит обратить внимание всем)
Выучить алгоритм разбора слова, работать исключительно по алгоритму проговаривая его вслух.

Задание 2.
3. Подбор однокоренных слов (обратить внимание: Васильеву, Вознесенскому, Грудинкиным, Козловой, Макушину, Матийцивой, Мироновой, Орлову, Попову, Ревуцкой, Сазоновой, Сариной, Скрипченко, Ткаченко, Храпуновой)
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
Ловок — ло . кий. Скользок - сколь . кий.
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)
  1. ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
  1. д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
  1. л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
  1. мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
  1. оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.
  1. ду . ок, ду . ки, ду .;
  1. зу . ки, зу ., зу . ок;
  1. коло ., коло . ки, коло . ок.;
  1. сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
  1. голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки - дубок.
  1. У наших ворот всегда хоровод.
  1. Был бы покос, да пришёл мороз.
  1. В мае дождь, будет рожь.
  1. Сорвать прут — небольшой труд.
  1. Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
  1. Книга — твой друг, без неё как без рук.
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).
  1. Груз, грузило, погрузка, грузить.
  1. Ловить, улов, ловушка, лов.
  1. Садовник, сад, садовый.
  1. Сенокос, косилка, косить, косьба.
  1. Обиход, ходьба, поход, ходок.
  1. Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.
Возле кадки - два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)
  1. Островки, островок, островком.
  1. Пирожки, пирожок, пирожком.
  1. Дружки, дружок, дружком.
  1. Холодок, холодком, в холодке,
  1. Медок, медком.
  1. Покрышка, покрышкой, покрышек.

1) перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную:въезд, подъем, предъюбилейный, межъядерный;
2) перед буквами е, ё, ю, я в словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную;
перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок;
2) после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким):больной, сельдь, мальчик, пильщик;
3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным: Кузьма, меньше, борьба;
4) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба);
Смородина, свинья, сказка, салат, свекла, смех, скатерть, соус.
Каникулы, кино, крокодил, крючок, книга, кортик, кухня, какао.
4. Главные члены предложения.
23-03-035.jpg 
Упражнение 1. Спиши предложения. Подчеркни в них главные члены. Выпиши слова, связанные по смыслу с главными членами. См.[[]] образец
23-03-036.jpg
птички (какие?) маленькие 
щебетали (где?) в лесу 
щебетали (как?) звонко 
1. Ребята пели весёлую песенку. 2. Земля покрылась белым снегом. 3. Вчера дети ходили в театр. 4. В траве промелькнула юркая ящерица. 5. На лесной лужайке резвились медвежата.
Упражнение 2. Спиши текст. Подчеркни в предложениях главные члены.
Стояли жаркие дни. Мальчики пришли на речку. Солнце палило нещадно. Ребята прыгнули в тёплую воду. Костя заплыл очень далеко. Дима и Артём заволновались. Они замахали другу руками. И тогда Костя поплыл к берегу. Вдоволь накупавшись, мальчики вышли изводы.
Упражнение 3. Составь из слов и напиши предложения. Подчеркни в них подлежащее и сказуемое.
1. небе, месяц, светил, на, ярко
2. густой, стрекотали, в, кузнечики, траве
3. море, шторм, на, сильный, начался
4. созрел, яблок, урожай, саду, богатый, в
5. ученики, диктант, вчера, словарный, писали 
5. Виды предложений.
Виды предложений по цели высказывания бывают  
повествовательные, вопросительные и побудительные.  
        Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии:  
                            В саду расцвели яблони и груши.  
        Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа:  
                            Который час?  
      Побудительные предложения побуждают собеседника к действию,
содержат просьбу, совет, запрет:  
                            Не шумите, пожалуйста.  

Разобрать слова по составу: переезд, чайка, мишка, чайник, съесть, плечистый, подземные, завал, подвалы, трусишка, мышка, малышка, лётчик.


Пример: лётчик - летать - полетел - летящий - летун - лёт - перелёт и т. д.;

Задание №3.
Подберите как можно больше однокоренных слов:
повар,  посадить, старик, глазищи, черпак, корень.

5. Правописание безударных гласных в корне.
23-03-043.jpg
Упражнение 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.
23-03-044.jpg
В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...р...на, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.
Упражнение 2. Спиши. Подчеркни в каждом ряду проверочное слово.
1. Волчонок, волчий, волчица.
2. Лёд, ледяной, ледок.
3. Морской, мооячка, взморье.
4. Прилетел, вылет, перелётные.
5. Тяжёлый, тяжесть, тяжеленный.
Упражнение 3. Спиши пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.
1. Ук...тали сивку крутые горки.
2. Старый конь б...р...зды не испортит.
3. Под л...жачий кам...нь в...да не т...чёт.
4. П...шком х...дить — долго жить.
5. Б...да на с...ле, коль лебеда на ст...ле.
Упражнение 4. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни безударные гласные, которые нельзя проверить.
Гр...да, к...ртина, х...р...шо, см...гчить, п...левой, пос...неть, г...р...декой, моб...ль, л...ловый,
в...л...сок, кв...ртира, ч...тверг, сл...за, в...сковой, ...рех, вр...ги.
6. Парные согласные по глухости/звонкости в конце и середине слова (обратить вниманите Васильеву, Вознесенский, Грудинкин М., Козлова С., Макушин С., Матийцива О., Миронова В., Орлов Г., Попов С., Ревуцкая Н., Сазонова С., Сарина К., Скрипченко А., Ткаченко В.)
Упражнение 1.
Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.
Подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Клуб, гриб, улыбка, народ, город, сад, обед, загадка, вперед, лодка, мороз, сказка, нож, рожь, кружка, подружка, друг, снег, лев, рукав, травка, автобус.
Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.
Упражнение 2.
Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.
Морковь, год, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, сапог, рассказ.
Красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов.
Рыбка, лапка, ложка, блузка, грядка, походка, лошадка, крошка, ножка, повязка, указка, загадка, палатка, лепешка, стружка.
Жидкая кашка, резкий ветер, редкий лес, сладкий пирог, гладкая дорожка, мягкий хлеб.
Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.
Упражнение 3.
Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.
Ено. - красавиц смотрит вни.,
Упражнение 4.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Гибок - ги . кий. Резок - ре .кий.
Гладок - гла, кий. Робок - ро . кий.
Сладок - сла . кий. Лёгок - ле . кий.
Близок - бли . кий. Крепок - кре . кий.
Упражнение 5.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..
Упражнение 6.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..
Упражнение 7.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.
Зага. ка.
Вот иголки и була . ки
Упражнение 8.
Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.
Наш . порося . ки
Упражнение 9.
Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:
Какое слово является лишним во всём упражнении?
Упражнение 10.
Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Упражнение 11.
Прочитай пословицы и поговорки.
Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?
Упражнение 12.
Прочитай, приготовься писать по памяти.
Быть может, первый листопад
Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.
Упражнение 13.
Прочитай однокоренные слова.
Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.
Упражнение 14.
Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.
1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.
2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Упражнение 15.
Прочитай.
Возле грядки - две лопатки,
Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?
Упражнение 16.
Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.
Упражнение 17.
Объяснительный диктант.
Помоги друзьям.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.
Упражнение 18.
Предупредительный диктант.
Пруд
Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.
Упражнение 19.
Списывание
Байкал
Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Упражнение 20.
Творческий диктант.
Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.
Старушка
Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.
Упражнение 21.
Свободный диктант.
Зимние забавы
Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.
Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.
Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз - льдинки. Вместо носа - морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла.
7. Разделительный ь и ъ (обратить внимание всем)
Употребление разделительного ъ.

1. Разделительный ъ пишется:

Б. Употребление разделительного ь.

Разделительный ь пишется:
В. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных.

1. Буква ь пишется:

1) нa конце слова после любого мягкого согласного: конь, уголь, фонарь;

2. Буква ь не пишется:

1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рш, рчречка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный;

2) между мягкими ллиллюзияиллюминация, иллюстрация.

8. Алфавит (обратить внимание всем)
Поставьте слова в алфавитном порядке.
Обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью и т.д. буквы.

Выполните точно такое же упражнение, как и предыдущее, но с другими словами.

 Прочитайте загадки. Слова-отгадки запишите в алфавитном порядке
• Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Целый десяток
Верных ребяток. (Пальцы)

• Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал? (Мороз)

• С неба он летел звездой,
На ладошку лёг водой. (Снег)

• Серый, зубастый,
По полю рыщет,
Ягнят, телят ищет. (Волк)

• Что за волшебник! На глазах
Вот зверем стал, вот птицей,
А вот уже морковкой стал
С кудрявою косицей. (Облако)

• Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги —
И по большим снегам беги. (Лыжи)

• Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор
Очень любят... (помидор).

• Из водицы белой
Всё, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок. (Молоко)

• Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное «эр» содержит он
И называется... (перрон).

• Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)

9.Виды предложений:
по цели высказывания бывают  
повествовательные, вопросительные и побудительные.  
 Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии:  
В саду расцвели яблони и груши.  

Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа:  
Который час?  

Побудительные предложения побуждают собеседника к действию,  
содержат просьбу, совет, запрет:  

Не шумите, пожалуйста.  Вот какие бывают предложения по цели высказывания:
По интонации:
Какие бывают предложения по интонации.
Восклицательные. Их сопровождает особая усиленная эмоциональность, слово, выражающее определенную эмоцию, выделяется повышением тона. Пример: «Просто от всего этого у меня голова кругом идет!».
Невосклицательные. Не несут особой эмоциональной окраски. Пример: «Люди, на беду свою, плохо понимают друг друга».

Комментариев нет:

Отправить комментарий